Каким будет рынок коммерческой недвижимости в 2021 году?
Эксперты прогнозируют рост цен на площади в жилых комплексах
В 2020 году спрос на небольшие торговые помещения (60–90 кв. м) на первых этажах домов в России вырос на 25–30%, на маленькие офисы (30–50 кв. м) — на 10–15% – пишут Известия.
Действительно, предыдущий год с его ограничениями показал: бизнес должен быть гибким. Если раньше крупные ТРЦ уверенно лидировали в борьбе за внимание покупателей, то сейчас набирают обороты небольшие предприятия формата “у дома” – кофейни, пекарни, магазины, аптеки и пункты выдачи. Кроме этого, сегодня все больше видов бизнеса предлагает доставку до двери и перемещаются в спальные районы. Очевидно, что в ближайшие пару лет эти тенденции усилятся. И даже, когда пандемия и масочный режим закончатся, вряд ли покупатели будут готовы вернуться к большим очередям перед кассой в супермаркетах – услуги и товары онлайн и рядом с домом экономят время, силы и деньги.
– В 2020 году мы отметили плавный рост стоимости коммерческих площадей в жилых комплексах во всех городах присутствия. Если раньше этому способствовала активная жилая застройка, то пандемия еще больше ускорила этот тренд. Сейчас мы фиксируем высокий спрос на эргономичные планировочные решения от 15 кв. метров, вариативность планировочных решений, наличие «галерей», легкую трансформацию помещения для любого бизнеса и наличие всех коммуникаций. Покупатели хотят готовый объект, где не придется думать, как организовать, например, подведение воды», — отмечает исполнительный директор СК “Неометрия” Виктория Костикова.
Упор на качественные объекты
Строительная компания “Неометрия” в прошлом году реализовала несколько удачных кейсов по организации коммерции в микрорайоне “Южане” (Краснодар) и в ЖК “Резиденция” (Новороссийск).
Изначально в “Южанах” на Западном обходе было запланировано большое помещение под супермаркет. Здесь открылась “Пятерочка”. Опасения касательно того, что жители будут ходить за продуктами только в гипермаркет “Лента” по соседству, не подтвердились. Прибыль в магазине у дома оказались стабильно высокой.
Другой кейс – ЖК “Резиденция” бизнес-класса в Новороссийске. Во время строительства на первых двух этажах планировали подготовить коммерцию под стрит-ритейл – небольшие магазины и офисы. Изучив площади рядом, было решено изменить предложение и организовать только на офисные помещения. В результате вся коммерция была выкуплена еще до сдачи дома.
– Мы на своем опыте видим, что качественные объекты покупают быстро и сразу. Если площади под аренду созданы продумано, а ожидания инвестора по окупаемости и доходности оправданы, то коммерция не задерживается на рынке долго, – подчеркнула Виктория Костикова. – Мы видим, что сейчас многие застройщики уже не продают творчество архитекторов, а уходят в клиентоориентированность. Это как раз и дает более качественный подход к реализации проектов жилых комплексов и коммерческих помещений.
Тренды 2021 года
Ориентируясь на последние тренды в коммерции, СК “Неометрия” реализует и более компактные помещения с полным оснащением под любой бизнес. Это и торгово-офисный центр в ЖК “Облака” в Новороссийске. Помещения в нем можно использовать под услуги, магазины и коворкинги.
В жилом комплексе “Малина” в Новороссийске тоже есть выбор небольших площадей с полным техническим оснащением под ключ. Это и металлические двери, и вентиляция, и базовая отделка, а также система видеонаблюдения, возможность доступа к интернету, парковка, водоснабжение и т.д. В комплексе “Флора” в Сочи на первых этажах планируется стрит-ритейл и помещения под офисы.
– Дефицита в коммерческой недвижимости нет и не будет. Напротив, бизнесу сложно найти хорошее помещение под аренду в центре города, например, в Краснодаре. В других городах с этим еще труднее, поэтому развивать коммерческую недвижимость в спальных районах – правильная тактика. В целом, в 2021 году рынок коммерческой недвижимости будет постепенно расти, – отметили в строительной компании “Неометрия”.